+7 925 025 73 66 (с 10:00 до 20:00)  ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

0 Товары - 0 РУБ
В корзину

Название

Производитель

Масштаб

Заводы которые производили советские модели авто СССР

Многие встречали в своем детстве у родственников или у друзей, в серванте под стеклом, миниатюрные автомобили саратовского производства ПО «Тантал». Это была настоящая мечта большинства мальчишек 80-х годов. А сколько коллекций начиналось именно с них?
В те недалекие времена, производство набирало обороты и «на свет» выпускались модели с четкой структурой. Еще до 1986 года, каждый экземпляр считался номерным, так как имел каталожный номер на донышке модели, а каждая отдельная серия располагалась в красочных коробочках. На тот момент, это был дорогой памятный сувенир с лучшим в мире качеством изготовления. К примеру, в модели Волга был полноценно проработан двигатель, а в Ниве – присутствовало все 78 деталей. Да и других автомоделей была своя «изюминка».

Ниже, будут приведены примеры самих автомоделей.

Модели авто серии ВАЗ

ВАЗ – расшифровывается, как Волжский автомобильный завод.  Это одно из российских предприятий по изготовлению легковых авто марки Лада, Нива или Жигули. Центральное производство локализовано в г. Тольятти Самарской области.
Строительство завода было организовано в 1967 году. Первый выпуск автомашин был запланирован на 1971 год в количестве 220 тыс. экземпляров.

При производстве малолитражного авто с 5-ти местным кузовом ВАЗ 2101 за основу был взят итальянский вариант FIAT 124. Мощность двигателя в 4 цилиндра составляла  порядка  60 л.с., а скорость достигала 140 км/ч. Жигули являло собой разновидность народного автомобиля, которое бы было доступно по цене и не перенасыщало рынок Советского Союза. К концу 70-х годов было отмечено появление автомобиля ВАЗ 2102 – это модификация Жигули с кузовом, именуемым «универсал». Буквально, семь лет спустя появилась усовершенствованная полно приводная автомодель – Нива ВАЗ 2121.
За все время существования советского производства ВАЗ, было выпущено девять моделей авто, среди которых наибольшей популярностью пользовались ВАЗ 2101, 2106 и 2109.

Условно, серия имела четыре подраздела:

Первый включал вариант 2101 и 2102
Второй – 2105 и 2107
Третий – 2121 Нива и её производные
Четвертый – 2108 и 2109, с учетом их производных.
Конечно, можно включить еще серии 2110 и 2112, однако это другие модели и другая страна производства. Но, мы их не учитываем, потому что нас интересует автомобили именно советского изготовления.

Самыми старыми моделями из них являются ВАЗ 2101 и 2102, которые выпускаются с 1970 года и внешне напоминают «Москвич»: у моделей открывается багажник, капот, заметное обилие хромированных деталей, донышко крепится на винте, а колеса подрессорены.
У номерных экземпляров до 90-х , винт устанавливался со стороны мотора, а после – двигатель стал защелкиваться. Поэтому разобрать подобную модель, не повредив крепления мотора было практически невозможно. Следовательно, и модель такого рода более ценная.
Окраска миниатюрных моделей совпадала с цветовой схемой оригинальных машин. И это вполне вероятно, так как предназначение автомоделей было продвижение реальных транспортных средств за границей.

Серия Ваз 2105 и 2107 появилась чуть позже в 80-е годы. Миниатюрные копии соответственно было несколько дороже, так как у них открывались капот, багажник и все двери. Архитектура являла подобие Волги ГАЗ 24 и 3102. По конструкции это была одна и та же разновидность модели, хотя исключение составляли некоторые элементы.  До начала 90-х, они соотносились с номерами А 39 и 40. Следует заметить, что ВАЗ 2105 – эта первая модель с багажником, закрепленным на крыше.

Далее, пришло время серии ВАЗ 2108 и 2109. В этой серии номера уже отсутствовали, хотя номинально был присвоен номер А 43.
Архитектура модели была схожа с ВАЗ 2105, но более адаптирована. Дно изготавливалось из пластика, хром уже не использовался. Аналогичные диски без хромирования. В основном окрашены в черный или серый цвет. Хотя, специально для этой разновидности модели были произведены тонкие шины. Также была разработана родная коробочка, но к сожалению, в серию она не вошла, и комплектация была оформлена коробочкой от ВАЗ 2105.

Сегодня, вазовские варианты автомоделей представлены большинством российских производителей. Помимо прочего, можно встретить более дорогие автомодели китайского производства и импортных аналогов.

Серии ИЖ и Москвич

Немного из истории завода АЗЛК, производство Москвич:
Впервые авто семейства Москвич появились с времен постройки автосборочного завода им. КИМ в 1930 году. Этот завод являлся лишь филиалом Нижегородского представительства, позже именуемого, как ГАЗ. После девяти лет успешной работы, благодаря решению Глав автопрома, завод отделился и стал именоваться Московским АЗ им. КИМ. По чертежам, представленным АЗ в США было выпущено 500 кузовов и изготовлено оборудование к ним.

Под критику попали фары на передних крыльях и двухдверый кузов. И.В. Сталин поручил разработать машину несколько большего размера. В срочном порядке было выпущено пара опытных образцов КИМ-10-52 – пятиместного седана с четырьмя дверьми. Массово производство автомобилей так и не началось из-за начала ВОВ. Да и модель КИМ-10-50 имела ряд существенных минусов: механические тормоза, рамная конструкция и устаревший маломощный двигатель.

Взяв за основу четырехдверый автомобиль Opel Kadett К 38, АЗ им. КИМ выпустил Москвич 400 взятый из модификации 420. Фактически, автомобиль являл собой точную копию своего прообраза. Изменены были только подвеска, которая рассчитывалась для передвижения по плохим дорогам, и двигатель с измененной степень сжатия, рассчитанный для работы на второго сорта бензине – А 66. Существенные изменения коснулись и коробки передач – вместо четырех ступеней стало числиться три. Снаружи ничего не изменилось. И только в 1947 году было запущено массовое производство этой разновидности авто.

Краткая предыстория появления ИЖ

ИЖ расшифровывается, как Ижевский машиностроительный завод – это отечественная многопрофильная компания, одним из направлений которых является производство легкового автотранспорта. Центр локализован в г. Ижевске Удмуртия.
Изначально, оружейный завод был основан А.Ф. Дерябиным в 1807 году. Во времена Советского Союза завод значительно расширил границы своей деятельности, и стал носить имя Производственного объединения Ижевского машиностроительного завода.

Серия ГАЗ

Горьковский АЗ - это крупная отечественная компания по изготовлению легковых авто модели Чайка, Волга, в том числе и грузовиков. Действующий завод располагался в Нижнем Новгороде.
Завод запустил производство в 32-м году с изготовления первого полуторатонного грузовика ГАЗ АА и легкового ГАЗ А. В довоенное время на заводе выпускались две модели легкового авто: это ГАЗ М1 и ГАЗ 4 Пикап. Когда же началась ВОВ работа предприятия целиком и полностью велась в соответствии с нуждами фронта.

Только после окончания военных действий работа завода по изготовлению нового модельного ряда легковых авто возобновилась. Благодаря чему появились знаменитые ГАЗ 20 Победа, ГАЗ 69 и ГАЗ 12 ЗиМ.
56 год ознаменовался новым этапом в развитии заводского дела – выпуск ВАЗ 21 Волга. Спустя 4 года началось активное производство более современной техники, отвечающей всем условиям комфортабельности – модель Чайка с мощностью в 150 л.с., чуть позже 220 л.с.
Далее вместо старой модели Волги было запущено изготовление новой разновидности модели ГАЗ 24 Волга.
Вся серия модели Волга состояла три базовые модели и модификации.

У всех выпущенных моделей открываются багажник, капот и двери, детально проработана трансмиссия. На более ранних экземплярах колёса выглядели очень реалистично.

Полный модельный ряд включал следующие разновидности Волги:

 - ГАЗ 24 – базовая
 - ГАЗ 2402 – базовая
 - Скорая помощь
 - Аэрофлот
 - ГАИ СССР
 - ГАЗ 3102.

Последняя версия является наиболее редкой, так как номерных вариантов было выпущено очень мало. Напомним, что номера на моделях отмечались лишь до 1986 года.
Волга ГАЗ 3102 производилась с конца 70-х годов, до 87 года обладала серийный номером А-15. Расцветка была исключительно черного цвета, да и стоимость была значительно выше остальных автомоделей. Настоящий аристократический экземпляр. Была запущена в производство ограниченная партия бежевого цвета. Редко, но все же встречались версии с зажигающими фарами, упакованная в родной коробочке. И хотя ей был присвоен номер А 33, на донышке данного номера так и не появилось, а модель шла наряду с другими как А 15.

В 90-х годах произошли нежелательные изменения. Автомодели стали окрашиваться небрежно. Донышко стало изготавливаться из пластмассы, колеса стали цельнолитыми, хотя это придало правдоподобный симпатичный вид. И вообще был придуман невероятно жуткий кабриолет, в роли тента которого выступал перевернутый бампер от модели М 2141.
К середине 2000 года, модели авто было возвращено металлическое дно с подготовленными отверстиями под ластиковый бокс. У некоторой части моделей авто в комплектацию входила антенна, штамп Чайка, зеркало, крашенная решетка и дворники.

Серия ЗИЛ

ЗИЛ являлось структурным подразделением, специализирующимся на производстве грузовиков одноименной отечественной автомобильной компании. Командный центр располагался в Москве.
История этого завода началась еще в августе 1916 года, в тот момент, когда была положена кладка завода АМО. Первые машины должны были быть выпущены весной 1917 года. До начала Октябрьской революции в застенках завода производился сбор автомобилей с использованием импортных запчастей.

Первоначально, удалось собрать только 150 моделей грузовиков FIAT из деталей итальянского производства. В 1918 году завод был переформатирован на производство автомобильных двигателей и ремонт авто. После разрушений, вызванных гражданской войной, стране было необходимо обладать собственных автопарком грузового транспорта.

Первые грузовики отечественного производства включали 10 полуторатонных машин Ф 15, созданных с применением только отечественных материалов, которые сошли на землю с конвейера в 1924 году. В основном все используемые детали изготавливались вручную. Все грядущие изменения повлияли на преображение FIAT 15: произведена замена карбюратора – как следствие отмечен рост мощности двигателя на 17 %, облегчены поршни, шатуны и маховик. В том числе увеличена охлаждаемая поверхность радиатора, что устранило проблему закипания при высокой уличной температуре и на крутых подъемах.

Спустя пару лет АМО выпустил более трех сотен машин.

С установлением в Советском Союзе эры индустриализации на Заводе им. Сталина появилось болеетехнологически  современное оборудование, как следствие множество новых миниатюр и модификаций. Количество выпущенных автомобилей возросло за последние десять лет более чем в тридцать раз. Автомобили ЗиЛ представляли собой самые желанные и престижные модели из всей коллекции. Дороге и окрашенные в черный цвет, они комплектовались родными красивыми коробочками.

До 88 года, модели были номерными А 31 и А 42. Первые выпущенные экземпляры имели антенну на поверхности крыши. После 92 года, качество стало уступать, наличие серых и белых цветов и совершенно ужасных обрубков по типу «кабриолета».
Если говорить о недостатках, то первые экземпляры ЗиЛ 117 изготавливались с неправильно открывающимся капотом. Хотя до поступления моделей в продажу, все было исправлено. Часть моделей были замечены на выставках коллекционеров. На сегодняшний день, это настоящий раритет, однако в совершении подобных ошибок нет никакой решающей ценности.

Модельный ряд включал базовый вариант А 18, Милицейский  А 25, Скорой помощи А 27. Ранние экземпляры были оснащены металлическим дном, номерами, и белыми полосами.

До 89 года колеса были аналогичны колесам ранних Волг, но один год, и они были заменены на цельные.
Имелся в наличии, так сказать «олимпийский» Раф с номером А 21: родное дно, переделанный салон, шкафчик с факелами. Выпуск производился маленькими партиями и считался раритетным.

Серия АМО

Возникновение АЗ АМО приходится на август 1916 года. Его закладка состоялась в г. Москве. Основан он был ТД «Кузнецов, Рябушинские и Ко». Первостепенным направлением завода был выпуск грузовиков по действующей лицензии итальянской фирмы FIAT.

Знаменитые модели серии РАФ

Рижская автобусная фабрика – это единственный в своем роде завод СССР по производству модельного ряда микроавтобусов.
В 49 году на базе РАРЗ №2 было сформировано производство автобусных кузовов, который в последствии был переименован в Рижский опытный АЗ, а вся произведенная им продукция носила название РАФ.
Самый первый автобус с 22-мя пассажирскими местами РАФ 251 был изготовлен на грузовом шасси ГАЗ 51.

Серия Руссо-Балт

Производство автомоделей сформировано на Русско-Балтийском вагонном заводе – предприятии по изготовлению и серийному выпуску с/х машин, вагонов, керосиновых и нефтяных двигателей, а также авто различного назначения.
В 1869 году в Риге был открыт филиал по сборке железнодорожных вагонов. Там же в 1874 основано АО РБВЗ – крупнейшее машиностроительное предприятие в России, состоящее из 50 действующих цехов и расположенное на территории более 20 гектар.  Численность рабочего персонала достигала около 4 тыс. человек.
До 1908 года основным направлением завода был выпуск пассажирских, товарных, трамвайных вагонов, сноповязалок, молотилок, плугов и двигателей с/х машин, в том числе самолетов.

Знаменитые модели машин серии КамАЗ

Отечественная компания по производству грузовых автомашин носила гордое название КамАЗ. Центральное производство было локализовано в Набережных Челнах.
Строительство завода было назначено на 1970 год, а уже в 1976 году с цеха выехал первый грузовой автомобиль. Даже в застойные времена выпуск грузовиков достигал сотен тысяч штук в год.
С 91 по 95 год КамАЗ переживал кризис, спровоцированный структурной перестройкой.

На заводе был организован выпуск двухосных моделей грузовиков КамАЗ 5315 и 5325,  а также модели 5415 и 5425 – предназначенные для ведения работ в составе автопоезда. Все экземпляры оснащались дизельным двигателем мощностью 220/260 лошадиных сил.
На сегодня, все вышеупомянутые серии автомоделей расширены до неприлично огромных арсеналов раритетных и новых моделей выпусков.
Вдобавок к сказанному, на полках магазинов масштабных моделей представлены марки авто следующих отечественных производителей: Зис, Ераз, Луаз, Старт, Урал. Маз, Беларус, Паз, Заз.

Что еще почитать?

Коллекционер моделей Вадим Покровский: советский автопром

Правила открытия музея масштабных моделей

Идея собрать свою коллекцию

Последние поступления